Школьная библиотека работает по плану, утвержденному администрацией школы.
Основными направлениями деятельности библиотеки являются:
-обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечного информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов;
-обучение читателей пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию;
-формирование эстетической, экологической культуры и интереса к здоровому образу жизни.
Исходя из этих целей, и руководствуясь Законами Российской Федерации «О библиотечном деле», «Положением о школьной библиотеке» перед школьной библиотекой были поставлены следующие задачи:
· Обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся, педагогическим работникам – доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы;
· Формирования и развитие навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
· Проведение индивидуальной работы с читателями как основы формирования информационной культуры личности школьников;
· Пропаганда здорового образа жизни.
Работа с фондом учебной литературы
Работа с библиотечным фондом ведется в течение всего учебного года.
Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация:
- книга суммарного учета фонда библиотеки;
- книга суммарного учёта учебного фонда;
- инвентарные книги;
- картотека учета учебников;
- накладные на учебники;
- журнал учёта выдачи учебников по классам;
- читательские формуляры.
Продолжается работа по составлению электронной базы данных «Учебники и учебные пособия». Выдача книг на абонементе фиксируется – с 1-го по 11-й класс – в специальных читательских формулярах.
Фонд учебников расположен на отдельных стеллажах. Расстановка произведена по классам. По мере поступления новых учебников, продолжала пополняться и редактироваться картотека учебников.
Была проведена работа с перспективными библиографическими изданиями (прайс-листами, каталогами, тематическими планами издательств, перечнями учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, региональным комплектом учебников). Совместно с учителями и администрацией школы был составлен заказ на учебники и далее сформирован общешкольный заказ.
В целях профилактики сохранности учебников, библиотекарем проводятся беседы с читателями- детьми на абонементе, а классными руководителями на классных часах. Систематически проводятся рейды по сохранности учебников. В конце учебного года по графику прошла сдача учебников по классам. Подведены итоги движения фонда. Составлены справки по учебно- методическому обеспечению учебного процесса школы. Идет подготовка учебников к выдаче.
Уровень состояния фонда
|
|
|
кол-во |
1. |
Книговыдача |
Всего за год |
15327 |
2. |
Книго-обеспеченность основного фонда |
Художественная лит-ра |
4737 |
Справочная лит-ра (энциклопедии, справочники, словари) |
471 |
Науч. поп. |
350 |
Естеств. науки |
342 |
Прикладные науки |
177 |
Общественные и гуманитарные науки |
846 |
Методическая лит-ра |
55 |
|
|
CD к учебникам |
1798 экз. |
3. |
Книгообеспеченность учебниками |
Всего |
27612 |
1-4 классы |
5317 |
|
|
5-9 классы |
7024 |
10-11классы |
1186 |
4. |
Обращаемость фонда |
Всего |
1,3 |
Работа с фондом художественной литературы
В течение года своевременно проводится обработка и регистрация изданий. Обеспечен свободный доступ к художественному фонду и периодики. Издания правильно расставлены на стеллажах. Ведется контроль по своевременному возврату в фонд, выданных изданий, а также работы по сохранности фонда. Выполняется ремонт художественных изданий, методической литературы и учебников с привлечением учащихся.
Работа с читателями
В библиотеке систематически ведется «Дневник работы», в котором учитываются сведения о количестве и составе читателей, об объеме выданных изданий и распределении их по отделам библиотечной классификации; дополнительно в дневник введены графы, характеризующие объем выданных учебников, методической литературы, посещений и книговыдачи читального зала, посещений библиотечных уроков. Планируется введение автоматизированного учёта выдачи учебников и основного абонемента при помощи Excel (автоматизированный счёт и автоматизированный абонемент при помощи формул).
Как читают наши дети? По наблюдениям, ученики младших классов читают больше старших товарищей – они ходят в библиотеку не только за программной литературой, но и берут книги по своей инициативе. Хотя за последнее время наблюдается спад читательской активности, особенно среди детей среднего звена. Это объясняется тем, что в последнее время библиотека не пополняется художественной литературой для детей, а та, которая есть, устарела и не соответствует спросу читателей, детям же хочется читать новые, интересные, яркие книжки. У старшеклассников же просто остается очень мало времени на досуговое чтение. А когда есть возможность, они выбирают фэнтези, фантастику и детективы. Из периодических изданий чаще предпочитают издания, пестрящие яркими иллюстрациями, зачастую дети просматривают их, не читая. Старшеклассники и среднее звено запрашивают классику русской литературы (школьная программа).
Роль библиотеки в пропаганде литературы огромна. Помочь сориентироваться в книжном богатстве, принимать активное участие в школьной жизни - это обязанность школьного библиотекаря. Забота школьной библиотеки заключается в том, чтобы каждый читатель нашел свою книгу, получил необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности.
Основные формы индивидуального обслуживания:
· беседа при записи в библиотеку,
· беседа при выдаче документов,
· беседа о прочитанном;
· рекомендательные беседы о новых книгах, энциклопедиях, журналах, поступивших в библиотеку;
· анализ читательских формуляров
Беседы о прочитанных книгах проходят систематически, особенно с теми детьми, которые плохо читают. Также проводятся рекомендательные беседы при выборе книги, в основном для учащихся начальной школы, чтобы помочь в выборе интересной книги (в зависимости от возраста учащихся, техники чтения, интереса и т.д.). После таких бесед ребята с большим интересом читают и сами обращаются за помощью при выборе книг. Кроме этого, все библиотечные мероприятия включают в себя беседы о книгах, обзоры по теме мероприятия. При подготовке библиотечных уроков даются задания по чтению книг по теме урока.
Книжные выставки
Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. В библиотеке оформляются разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным месячникам. Также имеются постоянно действующие книжные выставки, которые регулярно обновляются вновь поступившей литературой.
· «Книжные юбиляры» - ведётся исторический учёт (сколько лет назад было издано то или иное произведение). Выставки одного автора - «Календарь знаменательных и памятных дат». Подбирая материал к этим выставкам, стараешься рассказать не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями.
· Тематические выставки – из года в год такая традиция поддерживается библиотекой. Самые запоминающиеся из них были «800 лет Нижнему Новгороду», «Год науки», «Минин и Пожарский - защитники земли русской».
Сохранение традиций чтения в семье – залог успешного приобщения к чтению детей. Это и определило главную направленность всей работы школьной библиотеки. Практически все мероприятия способствовали развитию интереса к чтению. Вместе с педагогическим коллективом (прежде всего с учителями русского языка и литературы, учителями начальных классов) были использованы разные формы работы по пропаганде книги. Одно из важных мест в этой работе – это массовые мероприятия, т.к. именно на внеурочных мероприятиях происходит живое общение с учениками. Это обзоры, обсуждения, утренники, викторины, праздники, конкурсы детских рисунков, выставки.
Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения.
Экологическое воспитание школьников так же является одним из направлений работы школьной библиотеки.
Правовое воспитание библиотека считает немаловажным направление в своей работе. Оно нацелено на умение учащихся отстаивать свои права и знать свои обязанности, уважать и знать права других, использовать возможности правовой системы государства. Планируется проведение образовательных лекториев о правах и обязанностях гражданина с учётом требований ФГОС: «Закон и я», «Я и моё образование – я правообязанный»
Нравственное воспитание - это процесс, который способствует формированию нравственных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственной позиции, нравственного поведения. Все это воспитывается и развивается с помощью следующих мероприятий:
- «Жизнь стоит того, чтобы жить», «Подросток - подростку о вреде алкоголя», «Курение - основная угроза здоровью», «Наркомания: проблема и решения».
Работа с библиотечным активом
Особо ценные издания (словари, энциклопедии, справочники) хранятся в отдельном шкафу. Один раз в полугодие проводится проверка сохранности книжного фонда. Раз в месяц проверяется читательские формуляры с целью контроля своевременного возврата в библиотеку выданных книг, с должниками ведется соответствующая работа. В случае утраты библиотечных книг читатели возмещают аналогичную книгу. При библиотеке успешно работает актив учащихся из детского объединения, которые проводят рейды по проверке сохранности учебников. Актив принимает участие и в массовых мероприятиях.
Был проведен цикл уроков для учащихся «Библиотечно–библиографические и информационные знания - учащимся»:
Класс / Тема |
Период |
1-й класс
Тема №1. «Будем знакомы!» - экскурсия в библиотеку |
Март |
Тема №2. Правила обращения с книгой «Каждый должен разбираться, как же с книгой обращаться». Ознакомление с правилами общения и обращения с книгой. Формирование у детей бережного отношения к книге. Обучение простейшим приемам сохранности книги (обложка, закладка, простейший ремонт) |
Апрель |
2-й класс
Тема №1. Первое посещение библиотеки. Путешествие по библиотеке. Знакомство с «Книжным домом». Понятия: «читатель», «библиотека», «библиотекарь».
Основные правила пользования библиотекой. Как самому записаться в библиотеку? |
Сентябрь |
Тема №2. «Её величество Книга». Знакомство со структурой книги. |
Февраль |
3- й класс
Тема №1. Структура книги. Углубление знаний о структуре книги:
1. титульный лист (фамилия автора, заглавие, издательство);
2. оглавление;
3. предисловие;
4. послесловие.
(цель – формирование навыков самостоятельной работы с книгой, подготовка учащихся к сознательному выбору литературы) |
Октябрь |
4-й класс
Тема №1. «Твои первые энциклопедии, словари и справочники». Представление о словаре, справочнике, энциклопедии. Структура справочной литератур: алфавитное расположение материала, алфавитные указатели, предметные указатели. |
Декабрь |
Работа по самообразованию: в работе используется информация из профессиональных изданий («Школьная библиотека», «Библиотека», приказы, письма, инструкции о библиотечном фонде, Интернет - сайты о библиотеках и библиотечной деятельности школьных библиотек»), а также опыт лучших школьных библиотекарей, посещаются семинары, открытые мероприятия, индивидуальные консультации. Совершенствуются традиционные и применяются новые инновационные технологии.
Следует отметить увеличение общего числа читателей, при этом количество посещений и книговыдачи на абонементе и в читательском уголке увеличилось и остается стабильной. Читательская активность наиболее высокая в начальной школе - 60% детей 1 ступени обучения являются активными читателями школьной библиотеки; на 2 ступени обучения читательская активность падает до 48% (это самые пассивные читатели библиотеки, особенно ребята из 6,7,8–х классов); на 3 ступени обучения - в 10-11 классах читательская активность возрастает, практически все ребята являются активными читателями – 94%). Для привития интереса к чтению проводится работа с родителями, которые вместе с детьми приходят в библиотеку выбрать книгу, для родителей тоже проводятся выставки литературы.
Анализируя работу школьной библиотеки, можно сделать следующий вывод: Школьная библиотека в течение года оказывает помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов. Производится подбор литературы, сценариев, стихов; оформляются книжные выставки.
Библиотека пропагандирует чтение. Стараясь добиться систематического чтения, прививает интерес к периодической печати, ведет работу с читательским активом.